Воскресенье, 19.05.2024, 14:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

мнемотаблицы

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

 

 

 

Этапы работы над стихотворением:

1.     Взрослый выразительно читает стихотворение.

2.     Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3.     Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

4.     Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5.     Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.     Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Игрушки

Знаю много я игрушек... (для детей старшей группы)

Знаю много я игрушек,

С ними мне совсем не скучно:

Кубик, мяч, совок, сачок,

 Мишка, лейка, флаг, бычок.
      

 

 

 

 

 

 

Белка-шалунишка

Скачет белка-шалунишка,
Рвет с еловых веток шишки,
А потом на землю — прыг
И отыщет боровик.
Гриб нанижет на сучок —
Подсушись, боровичок! 
 

 

 

 

 

 

 

 

Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову. Например, заучивается стихотворение «Белая берёза» С. Есенина. Оперируя словом «берёза», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение дерева. Это должен быть очень простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогичная работа проводится с другими словами, например, «окно», «снег», «ветки» и т. д. Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова.

В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: снег ‒ белый, ветви ели ‒ зелёные, небо ‒ голубое. Затем, по мере овладения определёнными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.

Дальнейшая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.

После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в такой таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.

Структура мнемотехники

Педагоги отмечают, что по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей собственной схемы. После этого они по памяти, используя только символическое изображение, воспроизводят целый текст. Это главный успех в их речевой деятельности.

Следующий этап работы над текстом предполагает, что дети самостоятельно проговаривают отдельно каждую строчку стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблица со стихотворениемМнемотаблица со стихотворением

Когда стихотворение будет выучено, можно предложить детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные ранее художественные тексты.

Заключение

Практика показала, что дети лучше заучивают стихотворение наизусть, когда рисуют его при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении опираются на них. Использование этого приёма не только облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, но и повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передаче выразительности текста.

Категория: Мои статьи | Добавил: sad46ik (20.12.2016)
Просмотров: 360 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: